Для начала я попробую немного отойти от технических деталей и рассмотреть вопрос "бесплатного" хостинга под углом экономического восприятия этого явления в интернете.
И вот к каким интересным выводам я прихожу: для очень большой части пользователей интернета термин "бесплатный" прочно ассоциируется с халявой. Хотя в 99% случаев это не так. Этот термин в большинстве случаев говорит только об отсутствии денежной оплаты за услугу. В применении к "бесплатному" хостингу существует, как правило другой эквивалент, не денежный, для оплаты услуг хостинговой компании.
Вопрос бизнес-модели провайдера, предоставляющего хостинг, очень важен для принятия решения о размещении сайта на "бесплатной" площадке. Я бы сказал - основополагающий. Четкая и понятная бизнес-модель дает возможность сделать правильные выводы и застраховать себя от разочарований в будущем, сэкономить время и деньги. С моей точки зрения, люди, навешивающие ярлыки типа "бесплатного сыра не бывает" или "бесплатно - только на помойке" либо не разобрались в явлении, либо имеют однобокий печальный опыт, проистекающий также от нежелания затратить дополнительные усилия и разобраться в вопросе.
Для чего хостинг-провайдеру это надо? Зачем тратить свои ресурсы, как материальные так и людские? Альтруизм? Ни в коей мере. В основе всегда лежат конкретные причины и вполне конкретная выгода.
Основные причины и побудительные мотивы открытия "бесплатного" хостинга:
Доход от рекламы, прокручиваемой на страницах пользователей
Попробую для начала рассмотреть получение дохода от баннерной рекламы. Мне доводилось как слушать, так и читать много разных мнений со стороны на эту тему. Ряд авторов, достаточно убедительно доказывал, что провайдер имеет "бешенные бабки" от рекламы на сайтах бедных юзеров. Другие, вполне резонно сомневались в выгоде. А истина, как обычно, где-то посередине.
В общем-то, и доход, конечно есть, но совсем не бешенный. Много бесплатных хостингов закрылись в момент ряда обвалов рынка баннерной рекламы. Значит в основном на этом строилась их бизнес-модель. И она не прошла проверки рынком. Но многие продолжают эксплуатировать этот вариант расчетов. Если вы присматриваетесь к "бесплатному" хостингу, требующему размещения рекламы на страницах, то возможно вам будет полезна следующая информация.
Реклама на сайтах, которые обычно хостятся на таком хостинге, как правило очень дешева. Стоит дорого только тематическая реклама, когда заказчик рекламной кампании, покупает ее только на тех сайтах, куда с большой долей вероятности придет его клиент.
Подсчитывая про себя прибыль, которую принесет ваш сайт провайдеру, не ошибитесь, переоценивая свой сайт. Также очень распространено ошибочное мнение о том, что провайдеру выгодно блокировать раскрученные сайты и затем крутить свои баннеры на страницах ошибок. Это не так. Раскрученный сайт всяко принесет дохода больше, откручивая рекламу на своих страницах, чем на страницах ошибок. Ничего практически не стоит, как правило, реклама на страницах чатов и форумов. За очень редким исключением. На такие сайты часто ходят одни и те же посетители. Нет смысла крутить им один и тот же баннер. А вот затратная для провайдера часть достаточно велика.
Привлечение клиентов на платный хостинг
Привлечение клиентов на платный хостинг - также одна из самых распространенных причин открытия "бесплатного" хостинга. При такой модели для пользователя формируется довольно распространенная в мире схема - "Попробуй, затем купи". Очень разумный вариант, но, к сожалению, в диком исполнении убивает идею полностью. При нормальном варианте, когда пользователь еще реально не представляет для чего ему нужен сайт, не может просчитать затраты на него и отдачу, он создает сайт на "бесплатном" хостинге. Затем по мере роста как сайта, так и вебмастера, идет покупка дополнительных услуг, а затем и полный переход на платный хостинг. При "диком" варианте сначала дают максимум возможностей при практическом отсутствии "платы", не требуют баннеров и т.п. После набора клиентской массы, а растет она очень быстро, следует обьявление: "Все, господа! С завтрашнего дня все дружно начинаем платить деньги". Расчет идет на определенную ленность и консерватизм пользователей. Если 10-20% останутся, то овчинка стоила выделки. К счастью, народ быстро умнеет и такие приколы быстро устаревают.